Телепортация лидерства: как мотивировать команду на расстоянии

25 Марта 2020

Мотивация наших команд находится под мощным негативным воздействием внешних обстоятельств. Бесперебойный поток новостей в СМИ и социальных сетях с коронавирусом в главной роли, персональная адаптация к новому режиму работы, изменение привычной городской среды (во многих городах уже закрылись фитнесс-залы и бассейны, а рестораны и кафе, кажется, вот-вот последуют за ними), необходимость держать в голове негативные сценарии развития событий – все это мощно отвлекает нас от работы. И, что еще печальней, истощает запасы нашей энергии.

Казалось бы, любому лидеру проще понять и принять невыполнение KPI, чем бороться со всеми перечисленными отвлекающими факторами. Но выход есть.

  • Нужно помнить, что бизнес переживает кризисные времена не впервые. У нашего стратегического партнера Korn Ferry есть интересное исследование, изучающее опыт предыдущих кризисов и их воздействие на мотивацию сотрудников. Делюсь основными выводами:

  • Проблемы с мотивацией в кризис возникают почти сразу же и становятся самыми заметными. Но и действия по их устранению приносят результат в максимально сжатые сроки. Компании, которые активно работали над вовлеченностью и включенностью сотрудников быстрее оправились от последствий кризиса.

Давайте разберемся, как лидер может зажигать и вдохновлять команду на расстоянии.

Что сейчас нужно команде?

Четкая приоритезация и концентрация внимания. Задача лидера – задать правильный ориентир, на котором команде нужно концентрироваться, сохранить очень важную настройку. В центре внимания – не проблемы компании, не переход на удаленный режим и даже не развитие навыков использования сервисов для онлайн-конференций. В центре внимание – клиенты компании. Их головная боль и проблемы, их вызовы и решения.

Неформальное менторство. Никто не хочет справляться с кризисом в одиночку, пребывая в социальной изоляции. Ваша команда оказалась лишена коллективных социальных связей, которые скорее всего формировались годами, и которые были необходимы для получения неформального одобрения или порицания и корректировки многих профессиональных процессов. Найдите способ восполнить эту потерю, соедините людей при помощи технологий. Создайте неформальную среду, в которой будут рождаться дискуссии, эмоциональная разрядка, мемы и новые идеи.

Среднесрочное планирование. Все прекрасно понимают, что рано или поздно пандемия закончится и мир начнет выходить из кризиса. Но отрезок пути от «сейчас» до переломного момента пока остается туманным. Осветите его! Постройте дорожную карту и локальные задачи. Для изучения карты, равно как и для реализации таких задач, людям свойственно объединяться в группы: в новых условиях они сами найдут способ, как это сделать. Вам сейчас очень нужна эта форма социализации.

О чем можно забыть на «удаленке»?

Четкий график. Рабочее онлайн-пространство живет своими законами. Ваша команда функционирует в единой онлайн-среде, где многие процессы происходят параллельно. Не навязывайте команде ежедневный график, ищите другие способы организации команды. Задавайте вопросы: как нам лучше самоорганизоваться? Какие средства сейчас наиболее эффективны?

Отчетность о микропроцессах в ущерб действительно важным приоритетам. Частая отчетность лишь простимулирует то, с чем вы боретесь: отвлечение и фрустрацию. Соберите общую онлайн-конференцию и попросите всех поделиться личными секретами продуктивности.

Перегруженность групповыми онлайн-форматами. Сейчас как никогда важно личное пространство. Даже если оно виртуальное. 5 и больше групповых видео-конференций – плохая идея. Всем членам команды нужно побыть наедине со своей приоритезацией и уделить время ориентированию в виртуальной рабочей среде

Правила мотивации на расстоянии

Сверяйтесь с реальностью и несите людям надежду. Не позволяйте рабочей группе отделиться от мира в бункере командного чата. Развивайте команду, мотивируйте на онлайн-обучение, показывайте, как рабочие процессы организованы в других компаниях.

Выстройте систему коммуникации. Контакты должны быть достаточно частыми, не надуманными, искренними и содержательными.

Не переоценивайте роль технологий. Да, человечество сейчас полагается на технологические решения. Но это лишь инструмент. Telegram не умеет вдохновлять, а Zoom не сможет мотивировать команду вместо вас.

Ищите способы неформального взаимодействия с командой. Это поможет выявить слабые стороны команды и так называемые «утечки» энергии.

Уделяйте внимание личным проблемам сотрудников. Предоставьте максимум ресурсов для их решения.

Удостоверьтесь, что все соблюдают меры, рекомендованные системой здравоохранения.

Дайте людям право голоса. Это особенно важно в период изоляции. Каждому нужно быть услышанным – удовлетворите эту потребность.

Снова и снова возвращайтесь к принятым метрикам эффективности в этот сложный период. Для многих это может стать спасательным кругом.

Не забывайте, что профессиональная мотивация сотрудников зиждется на двух ключевых компонентах.

  • Вовлеченность – уровень «я хочу это сделать»: сотрудники с горящими глазами, готовые горы свернуть во благо компании.
  • Включенность – уровень «я хочу и могу это сделать»: сотрудники на правильных местах, вооруженные правильным инструментарием и корректным планом действий.

Первый компонент, как правило, формируется за счет внутренней мотивации человека. А формирование второго практически всегда определяется действиями лидера команды. Именно ваши действия сегодня определяют то, как завтра ваша компания будет справляться с последствиями кризиса.